26 апреля 2024, ПТ
О всеобщем декларировании доходов и имущества физических лиц
25.06.2018

В международной практике декларирование доходов и имущества физических лиц как инструмент налогового контроля реальных доходов населения и противодействия теневой экономике применяется во многих странах мира. Среди них - США, Канада, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили, Великобритания и другие.


В Республике Казахстан также поэтапно внедряется декларирование доходов и имущества всеми физическими лицами. 18 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» (далее - Закон). Закон разработан в рамках исполнения Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства, антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы.
Цель всеобщего декларирования Создание системы эффективного контроля доходов физических лиц для снижения «теневой» экономики и предупреждения коррупционных проявлений


ЧТО ПОДЛЕЖИТ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ


В декларации об активах и обязательствах отражается информация на 31 декабря года, предшествующего году вхождения в систему декларирования:
- об имуществе, принадлежащем физическому лицу на праве собственности
- о требованиях и обязательствах физического лица 
В декларации о доходах и имуществе отражаются доходы за год и факты приобретения или реализации имущества

Вхождение в систему декларирования будет осуществляться путем представления декларации об активах и обязательствах («входной» декларации), в которой будут отражаться сведения об имеющемся в Казахстане и за его пределами имуществе, накоплениях, а также о требованиях и обязательствах физического лица.


В последующем представляется декларация о доходах и имуществе физического лица (ежегодная декларация), в которой будут отражаться доходы, сведения об отчуждении или приобретении имущества, подлежащего государственной или иной регистрации (недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доля участия и др.), расходы на приобретение такого имущества, а также источники таких расходов.


При этом лица, не имеющие дохода либо получившие только заработную плату или пенсию, которые не являются госслужащими, депутатами, судьями, самозанятыми лицами будут представлять декларацию в упрощенном формате на одном листе.


ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ АКТИВАХ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ («ВХОДНАЯ»)


При желании физическое лицо вправе указать:


- культурные ценности, включенные в Государственный реестр культурных ценностей
- драгоценные камни, ювелирные изделия и другие предметы, содержащие драгоценные камни (цена за единицу превышает 160-кратный МЗП, наличие документов, подтверждающих стоимость)
- произведения искусства и антиквариат (цена за единицу превышает 160-кратный МЗП, наличие документов, подтверждающих стоимость)
- прочее имущество (цена за единицу превышает 160-кратный МЗП, наличие документов, подтверждающих стоимость)


КРАТКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ДОХОДАХ И ИМУЩЕСТВЕ («ОЧЕРЕДНАЯ»)


Краткая декларация о доходах и имуществе (на 1 листе) предназначена для лиц, которые в течение отчетного календарного года:
- не получали доход либо получали только заработную плату, пенсию, стипендию 
- не являлись госслужащими, депутатами, судьями, крупными участниками банка, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами
- не приобретали, не отчуждали, не получали безвозмездно имущество, подлежащее государственной регистрации
Предположительно ежегодно 8 млн.человек представят краткую декларацию (70 % от количества лиц, обязанных представлять декларацию)

 

ДЕКЛАРАЦИЯ О ДОХОДАХ И ИМУЩЕСТВЕ («ЕЖЕГОДНАЯ»)


Подлежат отражению:
- доходы, в т.ч. доходы индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, частного судебного исполнителя, медиатора
- налоговые вычеты
- имущество, права или сделки по которому подлежат государственной регистрации (в случае приобретения, в т.ч. безвозмездного получения или отчуждения)
- расходы на приобретение недвижимости, транспорта, ценных бумаг, доли участия, инвестиционного золота, производных финансовых инструментов. Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги обязаны декларировать также источники таких расходов (собственные средства, заемные средства, безвозмездно полученные средства)


СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИЙ


• не позднее 15 июля года – на бумажном носителе
• не позднее 15 сентября – в электронном виде


Также Законом предусмотрено расширение налоговых вычетов. Так, с 1 января 2017 года помимо действующих налоговых вычетов в виде обязательных пенсионных взносов, минимального размера заработной платы, добровольных пенсионных взносов, расходов на уплату страховых премий по договорам накопительного страхования, сумм, направленных на погашение вознаграждения по займам, полученным в жилищном строительном сберегательном банке, расходам на оплату медицинских услуг, будут применяться налоговые вычеты по расходам на обязательное социальное медицинское страхование, добровольное медицинское страхование, для многодетных семей - по расходам на обучение, на оплату вознаграждения по ипотечным жилищным займам, полученным в любых банках РК.


При этом Законом предусмотрен возврат превышения по индивидуальному подоходному налогу, возникшего в результате самостоятельного применения физическим лицом при представлении декларации налоговых вычетов, не примененных у источника выплаты работодателем.
В целях налогового контроля, который будет осуществляться на основе системы управления рисками, будет использоваться информация, полученная, в том числе, от третьих лиц.


Также предусмотрена норма по исчислению индивидуального подоходного налога с дохода, определенного косвенным методом, при несоответствии заявленных доходов реальным доходам.


Реализация мер, предусмотренных Законом, будет способствовать осуществлению полноценного контроля в целях выявления уклонения от налогообложения и снижения размеров теневой экономики.


АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Непредставление в срок налоговой отчетности, представление неполных, недостоверных сведений в декларациях, за исключением случаев влекущих начисление налогов и других обязательных платежей в бюджет –предупреждение

Повторное совершение данного деяния в течение года после наложения административного взыскания - штраф в размере 30 МРП
Административная ответственность не применяется в случае неуказания в декларации об активах и обязательствах сведений об имуществе и обязательствах (недвижимое имущество, транспорт и т.д.) при наличии таких сведений в соответствующих государственных органах

Освобождение от уголовной ответственности в случае уплаты физическим лицом ИПН, определенного косвенным методом, кроме случаев неоднократного нарушения законодательства (2 и более раз)

 


Главный специалист
Управления государственных услуг
Жанбатыр Ғалымжанұлы Сұраған