20 апреля 2024, СБ
Этика
22.07.2014

Этика

Что мы подразумеваем под этикой?

Этика охватывает нравственные принципы и нормы, по которым можно охарактеризовать человека. Деловая этика  - это этика управления в организационном контексте, которая включает в себя применение принципов и норм, которыми руководствуются в ведении бизнеса.

Деловая этика охватывает все аспекты ведения бизнеса – от того, как организации развиваются, производят и поставляют продукты и услуги, до взаимодействия с клиентами, поставщиками, сотрудниками и обществом. Она включает в себя права человека; труд и методы занятости, такие как обучение, многообразие, гендерное равенство, здоровье и благополучие работников; взяточничество и коррупцию. Некоторые организации также используют этот термин для пояснения вопросов экологической устойчивости, таких как изменение климата и эффективность использования ресурсов.

Практика этики относится к профессиональной этике, которая возникает внутри бухгалтерской фирмы, оказывающей профессиональные услуги, включающие обеспечение консультантами и клиентами.

Почему Этика так важна?

Неэтичная деловая практика вредит организации и экономике. Бизнес неудачи таких организаций, как  Enron, WorldCom, Tyco International, Parmalat и Arthur Andersen, а также более поздние бизнес провалы, связанные с мировым финансовым кризисом, сводят к  последствиям неэтичной деловой практики и аморального управления.

Деловая этика является частью более широкого направления, которое признает корпоративную социальную ответственность в качестве движущей силы устойчивого успеха организации. Нарастающее число организаций выходят далеко за рамки этических норм во избежание штрафных санкций или штрафов; они считают, что корпоративная ответственность и практика этики приводит к возникновению устойчивых ценностей. Многие организации рассматривают корпоративную ответственность, как основную часть корпоративной культуры, которая может принести целый ряд преимуществ, как для организации, так и для общества. Эти организации, как правило, имеют  лидеров, заинтересованных в содействии общественного благосостояния и полагают, что корпоративная ответственность делает хороший бизнес.

Деловая этика может иметь умеренное влияние на корпоративную репутацию и, в конечном счете, разрешение на деятельность. Кроме того, организации могут понести ущерб от действий, которые являются законными, но воспринимаемыми клиентами и обществом неэтично или не в духе закона.

Вопросы практики этики, имеющие решающее значение для доверия, поставлены конечным пользователем в профессиональных услугах, предлагаемых бухгалтерскими фирмами. При отсутствии доверия, такие услуги не будут восприниматься или потеряют ценность. Независимость профессиональных бухгалтеров на практике, как на самом деле, так и внешне, является ключом к обеспечению доверия. Таким образом, профессиональные бухгалтеры на практике соответствуют независимым требованиям, относящимся ко всему -  от инвестиций в бизнес и трудовые отношения,  до  услуг, предоставляемых клиентам.

Глобальные перспективы  этики

Различные международные структуры, стандарты и принципы включают в себя вопросы корпоративной ответственности, в которых этика представляет собой подраздел, включающий 10 принципов Глобального договора ООН, Руководящие принципы  ООН по бизнесу и правам человека, а также Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в Руководящих принципах по многонациональным предприятиям.

Применение деловой этики отличается в зависимости от страны, культуры и традиций, а также уровня зрелости с точки зрения регулирования и применения юридической ответственности организаций, а также ожиданий и обязанностей директоров. Тем не менее, природа  этических проблем, как правило, схожа по типу организаций, размерами  и географией. Для финансов и бухгалтерской деятельности, типичными  этическими проблемами являются конфликты интересов, обеспечивающие правдивую информацию и отчеты. Основные гарантии также являются универсальными и включают в себя: этическое руководство; эффективное управление; код, основанный на общих ценностях поведения, усиленный ответственной деловой культурой; а также эффективное взаимодействие с заинтересованными сторонами; прозрачность и подотчетность.

В некоторых юрисдикциях, особенно в Европе и США, аспекты деловой этики, как правило, усиливаются регулированием, законами и правилами фондовой биржи. Примерами таких нормативных и законодательных подходов к деловой этике являются Федеральные Руководящие принципы приговора США (1991), раздел 406  Закона Сарбейнса - Оксли в 2002 г. Закон о Взяточничестве, Великобритания (2010), а также п. 49 Договора фондовой биржи в Индии.

Этика и деловое поведение не имеют традиционного существования, учитывая ответственность правления, как это изложено в корпоративных стандартах и руководстве или в Положении организации, но в этой сфере происходят изменения. Некоторые юрисдикции  являются определяющими основные принципы, охватывающие устойчивость,  этическое поведение и гарантию того, что этика компании управляет эффективно и в интересах более широкого круга заинтересованных сторон, таких как, например Система корпоративного управления Кинг III в Южной Африке.

Значительный прогресс был достигнут в направлении глобальной конвергенции этических стандартов профессиональных бухгалтеров. Международный комитет по стандартам этики для бухгалтеров (IESBA) разработал и выпустил под собственным началом, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (Кодекс). Целью Комитета IESBA является служить общественным интересам, установив качественные стандарты этики профессиональных бухгалтеров. Его долгосрочной целью является конвергенция этических норм Кодекса для профессиональных бухгалтеров, в том числе независимых  стандартов аудиторов, выданными регуляторами и национальными стандартами.

Роль бухгалтеров и бухгалтерской профессии

Отличительной чертой бухгалтерской профессии является обязанность  действовать в интересах общества.

Кроме того, для бухгалтеров, деловая этика требует применение профессиональной этики. Организации-члены МФБ должны применять этические нормы, не менее строгие, как Кодекс. Стремление  к единым стандартам может повысить качество и уровень предоставляемых услуг профессиональными бухгалтерами во всем мире и может повысить эффективность глобальных рынков капитала. Кодекс требует от профессиональных бухгалтеров соблюдать пять основных принципов: честность; объективность; профессиональную компетентность и добросовестность; конфиденциальность; и профессиональное поведение.

Профессия разработала широкий спектр ресурсов, в том числе отчеты, руководство и поддержка телефонов доверия – с целью помочь бухгалтерам и их работодателям применять Кодекс и решать этические дилеммы.

Принятые решения и поведение бухгалтеров должны укреплять эффективное управление и этических нормы, развитие и продвижение этической культуры, доверие и прозрачность; в том числе обеспечить достоверность и ценность принятия решений, и предоставлять правдивую картину  благосостояния организаций  заинтересованным сторонам.

Бухгалтеры, назначенные на руководящие должности, как в бизнесе, так и на практике, несут особую ответственность  обеспечения этического и доверенного лидерства. От них требуется не только техническая компетентность, но также и использование своего положения с целью поощрять этичное поведение и принятие решений через их организации.

 

Перевод текста осуществила Профессиональная Организация Бухгалтеров «Палата Профессиональных Бухгалтеров Республики Казахстан».

Copyright © 2014 г. Международная Федерация Бухгалтеров (МФБ). Все права защищены. Используется с разрешения МФБ.

Ссылка на оригинал текста, размещенного на сайте МФБ

https://www.ifac.org/global-knowledge-gateway/ethics?overview