В 2016 году АО «Самрук-Казына» объявило о переходе на новую модель закупок с прохождением процесса предварительного квалификационного отбора (ПКО) для потенциальных поставщиков. Это нововведение вызвало среди поставщиков массу сомнений. Многие компании утверждают, что пройти ПКО сложно, долго и дорого. Требуются множество документов по системе менеджмента качества. Но 2600 компаний, которые успешно прошли процедуру квалификации, убедились в обратном: ПКО экономит средства и время.
Что же даёт ПКО?
- Во-первых, освобождение от уплаты обеспечения заявки на участие в тендере до 1% от суммы закупки (каждый раз при участии в тендере, освобождение обеспечения заявки ).
- Во-вторых, исключение накладных расходов, связанных с нотариальным заверением массы документов (сканирование все подтверждающих документов), почтовых отправлений и т.д.
- В-третьих, отсутствие необходимости постоянного мониторинга планов закупок и объявлений, т.к. вся информация (объявления о проводимых тендерах для участия) поступает в личный кабинет поставщика.
В дальнейшем все эти преимущества будут давать огромную экономию ресурсов компаний-участников. Более того, благодаря внедрению упрощенной формы ПКО, количество анкетных вопросов по закупкам снизится более чем вдвое.
Позитивные перемены, в первую очередь, затрагивают представителей МСБ, участвующих в конкурсах до 50 тыс. МРП. К примеру, вопросы по управлению проектами и рисками для данной категории планируется полностью исключить, что дает возможность пройти ПКО и набрать высокий класс квалификации.
Закупки, которые будут проходить до 4 тыс. МРП, выведены за период предквалификационного отбора. Для участия в таких закупках теперь нет необходимости проходить отбор, тратить на это деньги, любая компания может участвовать в них на общих основаниях.
10 шагов для участия в предварительном квалификационном отборе
- Получение ЭЦП в НУЦ;
- Установка ЭЦП на компьютер;
- Регистрация в системе ПКО;
- Заполнение заявления;
- Подписание уведомления;
- Подписание договора;
- Отправка анкеты;
- Проведение аудита (настольного, верификационного, технического);
- Рассмотрение анкеты, отчета аудитора, аудиторами ПКО;
- Включение компании в реестр ПКО.
Трудности возникающие при самостоятельном прохождении ПКО
- Ошибки при заполнении заявления, неполный перечень выбранных ТРУ (необходимо максимально больше выбирать перечень ТРУ). Очень часто поставщики выбирают не все товары, работы и услуги, которые он может поставить. Как следствие - значительно сокращается число закупок, в которых можно принимать участие.
- Сложные вопросы анкеты. Анкета содержит разделы по стратегическому управлению, по управлению рисками, проектному менеджменту и др., на предприятиях зачастую нет в штате специалистов, способных разбираться в этой сфере.
- Неверно прикрепленные документы. Зачастую компании прикрепляют документы, которые не подтверждают либо не полностью подтверждают выполнение конкретного вопроса анкеты (необходимо более детально раскрывать вопрос и прикреплять максимально большее количество подтверждающих документов к каждому вопросу в анкете).
- Неприятная неожиданность при участии в тендерах. Вы прошли ПКО, вошли в реестр поставщиков - объявляются тендеры, но Вы не можете в них участвовать. А все из-за низкого рейтинга (класса квалификации) полученного при прохождении ПКО.